Skip to Content

Держслужбовцям слід готуватися до РЕСТИТУЦІЇ?

Реститу́ція (лат. restitutio — відновлення) — поновлення порушених майнових прав, приведення їх до стану, що існував на момент вчинення дії, якою заподіяно шкоди, тобто повернення або відновлення матеріальних цінностей у натурі — тих же самих, або подібних, або речей такої самої вартості. Якщо їх неможливо повернути у натурі, то відшкодовується їх вартість у грошах. Інститут Р. застосовується у цивільному праві щодо недійсних угод.

Автори альтернативного проекту Кримінального кодексу України («київський» проект, на відміну від «харківського» проекту) запропонували ввести інститут Р. до кримінального законодавства. За задумом авторів проекту, Р. має призначатися нарівні з основним покаранням за вчинений злочин, яким потерпілому заподіяно матеріальної шкоди.

У міжнародному праві реституцією є повернення за мирним договором майна, неправомірно вилученого під час війни однією державою з території іншої держави.

Реститу́ция (от лат. restitutio — восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ).

  1. В международном праве — форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путём восстановления состояния, существовавшего до его совершения. Может осуществляться различными способами.
  2. В гражданском праве — последствие недействительности сделки, заключающееся в возврате сторонами всего полученного по сделке. При невозможности вернуть товарные ценности в натуральном виде возвращается их стоимость в денежном выражении.

Реституция является одним из требований для вступления в Евросоюз – в 2011 году в рамках подготовки к этому мероприятию в Сербии был принят закон о возвращении национализированного имущества. Впрочем, он проработал совсем недолго – в 2014 году реституция была прекращена за истечением срока давности.

На Украине закон о реституции не принимался – так же, как в России и в подавляющем большинстве других постсоветских государств. На большей части Украины, как и на практически всей территории РФ (кроме вышеупомянутой Калининградской области и Выборга), национализация прошла в 1910–1920-е годы, найти наследников и решить споры между ними было бы проблематично. Хотя многие потомки дворянских и купеческих семей до сих пор любят вспоминать про особняки, которыми владели их прадеды и прапрадеды до революции.

Это решение в целом было положительно воспринято в обществе, требование о проведении реституции было и остается на грани маргинальности, наравне с восстановлением монархии или объявлением православия государственной религией.

Граждане Украины тоже не считали реституцию одной из приоритетных проблем страны и общества. Требования о возврате собственности звучали со стороны эмигрировавших потомков проживавших на этой территории Российской империи евреев, но ни одного успешного случая реституции зафиксировано не было. Правда, осуществлявшие самозахваты земли крымские татары рассматривали свои действия как одну из форм реституции.

Но после объявления курса на евроинтеграцию государственной политикой Киеву напомнили, что реституция – одно из неотъемлемых составляющих этого явления. Организация «Реституция Кресов» была создана в апреле этого года, ее глава Конрад Ренкас тогда давал многочисленные интервью, в которых обещал «прижать к стенке» киевские власти, которые, по его мнению, «прямо сказали, чего они хотят: получить блестящую обертку, а внутри остаться дикой страной, управляемой олигархами и бандеровцами». «Закон – это то, что отличает их разрушающееся государство от государств, уважающих закон», – кипятился Ренкас. Официальный Киев на эти заявления внимания не обратил, но теперь «Кресы» перешли от слов к делам.

20 октября Ренкас сообщил, что за полгода работы его организации удалось собрать 600 пакетов документов для обращения в суд, а еще 1200 находятся на рассмотрении. «Кресы» организовали просветительскую кампанию в Люблине, Пшемысле, Хелме, Вроцлаве и других городах, где живут потомки бывших львовян и других жителей городов Восточной Галичины, отошедших после Второй мировой войны к Украине.

Общая сумма запросов оценивается в пять миллиардов долларов. Ренкас уверен, что Киев найдет эти деньги, если его стремление в Евросоюз на самом деле является искренним.

Украинские «эксперты» могут сколько угодно называть реституцию «российской пропагандой», ведь ситуация от этого не изменится. В Польше действительно есть около 100 тысяч граждан, имеющих право претендовать на утраченное их предками имущество. Разумеется, заставить Украину платить непросто. Но и Киеву будет крайне сложно заявлять о приверженности европейским ценностям, разделяя их на те, которые могут принести убытки, и те, которые могут принести прибыль.

Украина за годы независимости привыкла к «особому» отношению Москвы, и нынешние власти (которые – плоть от плоти предыдущих) почему-то уверены в зеркальной позиции Евросоюза. Но это не так. ЕС уже обжегся на Греции, поэтому никаких бесплатных плюшек для Киева не будет. Только в обмен на реформы, только в обмен на полное принятие европейских правил игры.

А значит, при сохранении курса на евроинтеграцию реституция – это лишь вопрос времени.

Реституция может происходить по-разному: либо наследникам (или самому владельцу-долгожителю) возвращается сам объект недвижимости, либо выдается назначенная государством компенсация. Чаще речь все-таки идет о компенсации, потому что расселять перестроенные многоквартирные дома или отдавать современную фабрику вместо существовавшей 70 лет назад мастерской никто не собирается.

 

0
Ваш голос: Ні

Коментарі

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Возврату могут подлежать целые усадьбы времен Австрийской импери


Украине и ее населению грозят колоссальные потери земель и собственности в процессе готовящейся реституции – возвращения изъятой в 1917 и 1939 (Западная Украина) годах собственности потомкам прежних владельцев. 

Вопрос о проведении реституции перед властями постсоветской Украины нередко поднимали Польша, Румыния и Венгрия, однако до сих пор официальный Киев обходил эту тему молчанием. 

Однако подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом предусматривает постепенное приведение законодательства «незалежной» в полное соответствие с нормами ЕС, для которых реституция обязательна и не может обсуждаться. 

- Отныне Украина должна осознать постсоветский характер своей жизни и реалии жизни «в единой европейской семье», - отмечает заместитель генерального директора Института международной интеграции Олег Бондаренко.

– Украинцы надеялись, что вступление в Евросоюз сделает их жизнь сытнее. Однако теперь Польша намерена напомнить им о Волыни и городе Лемберге, Румыния – о Черновцах и Бессарабии. 

Вполне закономерно, что боровшиеся за жизнь по европейским правилам жители «незалежной» теперь в полной мере испытают эти проблемы, старые споры с соседями из Евросоюза. 

Поляки уже говорили, что после 1939 года только у имеющих документы 7244 польских крестьян-землевладельцев было конфисковано 133146 гектаров земли. 

Всего после второй мировой войны только в официальном порядке из Украины было выселено более 800 тысяч поляков

По приблизительным оценкам, примерно десятая их часть готова подтвердить свои права на собственность на земли Галичины. 

Вся старая часть Львова (до 1918 года Лемберг) принадлежала полякам

Впрочем, тогда и сам город, и его окрестности входили в состав Австро-Венгерской империи… О чем сами австрийцы до сих пор прекрасно помнят, с немецкой педантичностью храня все старые записи о собственниках и их владениях. 

Большинство населенных пунктов на Волыни основали евреи. 

В городах Ровно, Львов, Луцк и других еврейское влияние в экономике и культуре было очень сильным. 

Иосиф Зисельс, председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины, уже заявил, что существует список из 2500 относительно сохранившихся зданий, принадлежавших до экспроприации евреям. Примерно 800 строений из этого перечня – бывшие синагоги. Все они будут подлежать возвращению их прежним владельцам или их наследникам при объявлении на Украине общей реституции. 

Практически на всей территории Украины и даже Новороссии имеются земельные участки и недвижимость, подлежащие возвращению прежним владельцам: румынам, венграм, словакам, болгарам. 

Не исключая и Киева. Даже на национальные святыни - Киево-Печерскую Лавру, Софию Киевскую и Золотые ворота – уже неоднократно поступали требования о возвращении со стороны потомков князя Рюрика. 

Представители дворянской литовской знати также ранее располагали обширными владениями на Украине. 

Одним из крупнейших феодалов до прихода на украинскую землю советской власти была Украинская греко-католическая церковь, которая в рамках реституции имеет право потребовать возврата колоссальных земельных угодий. 

Многие помещичьи сынки, а также представители мощной еврейской общины были вынуждены эмигрировать в Северную Америку и Западную Европу, откуда их потомки сегодня готовы выставить свои счета… 

Ведь ничьей земли или домов до прихода большевиков на Украине не было – значит, все и возвращать придется! 

Ведь в частной собственности были не только дома и земли, но месторождения, фабрики и даже церкви… 

А те владельцы, собственность которых была утрачена после насильственного изъятия, получат право требовать денежную компенсацию. 

Так, после объединения Германии владельцы утраченной на территории ГДР собственности получили миллиарды марок в качестве такой компенсации. 

Больнее всего реституция коснется не Новороссии, масштабное строительство предприятий, шахт, верфей и жилья на территории которой велось в советское время, а именно Западной Украины. 

Ведь до 1939 года Волынская, Ровенская, Львовская и Ивано-Франковская области были частью Польши. 

По некоторым оценкам, Украине придется лишиться около трети своих пахотных земель. 

- В 1990 годы мы видели два способа проведения реституции на территории Восточной Европы, напоминает директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин. 

- Так, в Прибалтике, выселяя граждан из квартир, в которых они прожили всю жизнь, власти предоставляли им, как правило, взамен какое-либо другое жилье либо переводили их в разряд арендаторов на той же жилплощади. 

И был опыт реституции в Чехии, где президент Вацлав Гавел оперативно распорядился выставить около 20 тысяч семей попросту на улицу. 

У меня есть смутные подозрения, что на Украине изъятие собственности в интересах прежних владельцев пойдет по чешскому сценарию. 

Результаты реституции в Прибалтике вы можете оценить, гуляя по Старой Риге. Местами бывший столь живописным центр столицы Латвии представляет сегодня собой самые настоящие руины. 

Два десятка лет назад целые дома возвращали прежним владельцам, но многие из них уже слишком бедны, чтобы надлежащим образом ухаживать за свалившейся на их голову собственностью. Без денежных вложений и ухода вполне пригодные дома сначала пришли в негодность, а потом стали обрушаться. Сегодня это уже настоящие руины, как после бомбардировки. 

До вхождения в состав СССР в 1939-1940 годах земель Западной Украины там была частная собственность на землю. С тех пор города расселялись вширь, и теперь на бывших пахотных наделах гнездятся современные городские постройки, дома, заводы, магазины, объекты инфраструктуры. Теперь будет длительная ожесточенная борьба за возвращение этих земель прежним владельцам… 

И придется вспомнить, что резня на Волыни возникла не на пустом месте. Там существовал такой же апартеид, как и в Южной Африке. 

В скверах были отдельные скамейки для поляков и для украинцев. 

Это естественно для людей, которые хотят быть рабами. Причем, не рабами тех, кто развивал их страну, а тех, кто их уничтожал. Это особый вид мазохизма, и это будет достойный этап истории Западной Украины. 

Очень многие из ее жителей на своем жизненном опыте поймут всю экономическую неэффективность нацизма, под лозунгами которого они выходили на Майдан, ради которого уже который месяц продолжают убивать мирное население на Юго-Востоке. 

Повсеместное изъятие собственности у граждан в старом фонде прокатится и по Закарпатью, виды на которое имеет Венгрия. Возврату могут подлежать целые усадьбы времен Австрийской империи. 

Часть Одесской области занимает Южная Бессарабия, которую до 1940 года населяли румыны и молдаване. 

«СП»: - Могут ли такие масштабные изъятия обрушить экономику всей Украины? 

- Реституция будет проводиться не разом, не за один день. Это длительный процесс изгнания сегодняшних жителей из их домов, с их земель. Это процесс, растянутый на годы. Сложно сразу оценить стоимость потерь, но очевидно, что они намного меньше, чем уже несомые Украиной потери в ходе гражданской войны, когда в каменный век вбиваются бомбами целые современные процветавшие недавно города.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

История вопроса в Украине


 Летом 1993 г. во время встречи главы украинского государства Леонида Кравчука с президентом ВЕК Э. Бронфманом в Киеве была достигнута предварительная договоренность о начале процесса реституции в обмен на инвестиции в Украину. Договоренности выполнены не были. 

В ходе того же визита 1 июля 1993 г. был составлен Меморандум-соглашение между ВЕРО и представителями еврейских организаций и общин Украины о совместных действиях по вопросу реституции. От ВЕРО меморандум подписали Исраель Зингер и Ави Бекер, от Украины – председатель Еврейского совета Украины Илья Левитас и председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины (Ваада Украины) Иосиф Зисельс.

В продолжение указанного соглашения, в начале 1994 г. ВЕРО и Ваадом Украины был подписан действующий и сегодня договор о совместной деятельности по описанию и возвращению еврейской общинной собственности. В договоре указано, что в случае возвращения собственности будет создан специальный фонд, в правлении которого еврейская община Украины будет иметь право вето при решении вопросов о судьбе возвращаемой собственности. Фактически, Ваад является сегодня представителем ВЕРО на Украине.

В 1995–1996 гг. проходили переговоры о реституции еврейской общинной собственности между украинским вице-премьером Иваном Курасом и представителем ВЕРО послом Нафтали Лави. По имеющимся данным, в январе 1996 г. И. Курас был готов объявить на Ассамблее ВЕК в Иерусалиме о готовности Украины проводить реституцию, но в последний момент отказался от поездки под предлогом болезни.

На протяжении последних десяти лет Ваадом Украины и другими организациями в письменной форме несколько раз поднимался вопрос о реституции перед Администрацией президента Украины, комиссиями парламента Украины, Кабинетом министров Украины, Фондом государственного имущества Украины, Министерством культуры и искусств Украины. Ответы на эти письма были отрицательными, или не были получены вовсе.

Весной и осенью 1997 г. во время личных встреч президент Украины Леонид Кучма обещал лидерам еврейских организаций США (Исраелю Зингеру и др.) создать совместную комиссию из представителей правительства Украины и еврейской общины для изучения проблемы реституции. Обещание не было выполнено.

Юридический аспект 

Перечень нормативных актов Украины, имеющих отношение к возвращению частным лицам и религиозным общинам различного имущества и соответствующие комментарии включает в себя:
- Постановление Совета Министров УССР № 83 от 5 апреля 1991 г. «О перечне памятников архитектуры, которые не подлежат возвращению в постоянное использование религиозным организациям» (с изменениями и дополнениями) – утратило силу с 14.02.02;
- Закон Украины «О реабилитации жертв политических репрессий» от 17.04.91 (с изменениями и дополнениями);
- Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23.04.91 (с изменениями и дополнениями), ст.17;
- Указ Президента Украины № 125 от 04.03.92 «О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества»;
- «Положение о порядке выплаты компенсаций, возвращении имущества или компенсации его стоимости реабилитированным» в редакции, утвержденной Постановлением Кабинета министров Украины № 112 от 18.02.93 г.;
- Распоряжение Президента Украины № 53/94-рп «О возвращении религиозным организациям культового имущества» от 22.06.94 г.;
- Распоряжение Кабинета министров Украины № 357-р от 16.06.95 «О передаче религиозным организациям культовых сооружений, в которых располагаются государственные архивы»;
- Распоряжение Кабинета министров Украины № 290-р от 07.05.98 «Обеспечение поэтапного возвращения религиозным организациям культовых сооружений, которые не используются или используются не по назначению»;
- Распоряжение Кабинета министров Украины № 137 от 14.02.02 «Об условиях передачи культовых сооружений – выдающихся памятников архитектуры религиозным организациям».

В марте 1992 г. президент Украины Леонид Кравчук издал указ о возвращении культового имущества, используемого не по назначению. Такое имущество местные власти, в чьем владении или управлении данное имущество находилось, должны были до 31 декабря 1997 г. вернуть религиозным общинам. Возвращенное имущество могло быть использовано только по назначению, т.е., для отправления религиозных обрядов и культов. Указ был дважды продлен и действует по настоящий день, однако местные власти практически не обратили на него никакого внимания, не обеспечили возвращения религиозным общинам культового имущества, используемого не по назначению, и даже не составили требуемого перечня религиозных зданий и сооружений, используемых не по назначению.

За пятнадцать лет действия этих нормативных актов религиозным еврейским общинам Украины было передано около пятидесяти зданий бывших синагог из нескольких сотен известных нам в настоящее время, т. е. менее 10%. Вместе с синагогами, действовавшими в советское время, это составляет общую цифру около 60 зданий. В то же время в соответствии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в стране зарегистрировано более двухсот религиозных еврейских организаций, что означает, что около 150 общин не имеют в собственности или пользовании культовых зданий. Передача культовых сооружений иудейским общинам осуществляется даже медленней, чем представителям других конфессий, которые также с большим трудом возвращают себе здания своих храмов и мечетей. Мы живем в стране правового нигилизма, и постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда исполнение закона о приватизации контролирует прокуратура, а возвращение культового имущества, даже в таком минимизированном варианте, – никто; следовательно, никто и не заставляет муниципальные власти возвращать такую собственность. 

Между тем, сам процесс приватизации собственности, находившейся ранее в руках государства, угрожает осуществлению реституции. С вступлением в 1995 г. в силу Закона Украины «О приватизации» появилась возможность приватизации коммерческими структурами зданий, прежде принадлежавших еврейским общинам, в том числе и синагог. Поскольку в советское время в зданиях бывших синагог располагались различные государственные организации, предприятия, спортивные залы и т. п., то во время приватизации указанных учреждений переходили в частные руки и здания. Местные советы или исполнительные органы, давая разрешение на приватизацию того или иного объекта, не утруждали себя архивным поиском на предмет принадлежности в прошлом данного здания религиозной общине. 

Нам известен ряд объектов бывшей еврейской общинной собственности (например, здание самой старой синагоги в г. Черновцы, по ул. Барбюса), которые уже приватизированы, и теперь существуют серьезные дополнительные проблемы в случае попытки их возвращения еврейским общинам. Несмотря на то обстоятельство, что приватизация была совершена в противоречии с вышеуказанными нормативными актами, нам представляется очень сложной, если не нереальной, процедура судебного рассмотрения по вопросу об изменении формы собственности этих объектов. Действующее законодательство не дает возможности поднимать вопросы о безвозмездном возвращении религиозным общинам культовых сооружений, которые были приватизированы. Утверждение соответствующего нормативного акта противоречило бы Конституции Украины, Закону Украины «О собственности», Гражданскому кодексу и ряду международных договоров, которые ратифицированы Верховной радой и являются частью национального законодательства, т. к. новые владельцы считаются добросовестными приобретателями.

Зарегистрированные на настоящий момент в Верховной раде Украины законопроекты также не предусматривают прямой возможности возвращения национальным общинам имущества, национализированного во время советской власти. Не планируются никакие изменения и в отношении порядка возвращения имущества репрессированным гражданам.

Определенные изменения возможны в отношении порядка возвращения культового имущества религиозным организациям. Так, в Верховной раде зарегистрировано четыре законопроекта «О внесении изменений к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В действительности все они являются полностью новыми редакциями указанного закона, и в частности, отличаются процедурой возвращения культового имущества религиозным организациям.

Еще сложнее обстоит дело с нерелигиозным общинным имуществом, возвращение которого на сегодня вообще не регламентируется никакими нормативными актами. В 1998 г. по инициативе Ваада Украины руководители 17 национальных общин обратилась к президенту страны Леониду Кучме и к председателю Комиссии Верховной рады по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Геннадию Удовенко с просьбой разработать и ввести в действие мораторий на приватизацию имущества, прежде принадлежавшего национальным общинам. В результате, соответствующий документ появился на свет только в 2000 г. и запрещает приватизацию только объектов культового характера.

Таким образом, ни действующие нормативные акты, ни зарегистрированные законопроекты не дают возможности в полном объеме гарантировать справедливое право национальной общины на возвращение отобранного ранее имущества. С этой целью необходимо разработать отдельный общий законопроект, направленный на возвращение общине всего национализированного имущества, вне зависимости от его современного статуса. 

В качестве примеров целесообразно привести законы, утвержденные в последнее десятилетие в странах Восточной Европы. С целью согласования необходимой процедуры с Конституцией Украины и принципами справедливости, предлагается заложить в создаваемый законопроект два ключевых момента:
- имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности, должно быть возвращено безвозмездно;
- имущество, которое было приватизировано, государство обязано выкупить у нынешних владельцев по приемлемой для обеих сторон цене (или по стоимости на момент приватизации) и безвозмездно передать общине, т. к. именно государство несет ответственность за совершенное ранее беззаконие.

Объективно представляется практически невозможным получение гражданами или общинами компенсации от государства за уничтоженное имущество.

Однако при наличии внешнеполитического давления со стороны международных структур и лоббистских возможностей внутри парламента принятие такого законодательного акта в целом представляется вполне возможным.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Сближение с ЕС несет множество подводных камней.

Сближение с ЕС несет множество подводных камней.

Еще несколько лет назад скульптор Мириам Гамбурд, дочь молдавского классика графики Моисея Гамбурда, ныне живущая в Израиле, очень интересовалась, когда у нас вступят в силу законы о реституции. Она посчитала аксиомой, что сближение с ЕС означает немедленное их принятие. Спрашивала у меня, как у журналиста: есть ли в Молдове подвижки в этом вопросе? Речь шла о "семейном гнезде" на улице Букурешть — бывшем доме художника (ныне там расположилась аптека), который Мириам хотела превратить в Дом-музей. Она даже пробовала обращаться к юристам, по-моему, даже дошла до представительства ОБСЕ, чтобы "навести справки", но вернуть "по закону" это красивое одноэтажное здание начала XX-ого века, конечно, не удалось: дело закончилось установкой на аптеке бронзовой таблички с именем её знаменитого отца-художника.

Однако, сам случай и попытка такой единичной "реституции" — показательны. Как и то, что никаких общественных дискуссий и обсуждений, что же конкретно несет соглашение с ЕС (и тем более — вступление в ЕС), у нас в Молдове не проводилось. И кроме отдельных политиков, кажется, никто не озабочен деталями этого соглашения об Ассоциации с ЕС. Между тем, специалисты уверяют, что оно несет немало неожиданных сюрпризов. Например, как раз принятие Закона о реституции. То есть закона о возврате собственности бывшим владельцам. (При этом нельзя забывать, что старые законы о реституции в ЕС периодически пополняются новыми, более "жесткими"). В конце прошлого года в ЕС предложили расширить реституцию, так как существующее законодательство было «не очень эффективным в отношении вывезенных культурных ценностей».

Новые изменения должны способствовать их возврату. Изменения предложены в рамках темы культурных ценностей, но касаются реституции в целом, а значит стоит ожидать процессов еще более сложных, ведь теперь права прежних владельцев будут защищаться еще сильнее, а срок давности станет еще больше.

Такие люди есть!

Напомним, что при вступлении в ЕС Польши, Венгрии, стран Прибалтики, несмотря на период острых дискуссий, дело все-таки кончилось возвратом собственности или возмещением ее стоимости. Пусть сейчас юристы в Молдове и в Украине считают невозможным принятие закона о реституции имущества, поскольку, по их мнению, в частности, сегодня "трудно представить себе, какая социальная группа поднимала бы эту проблему и разрабатывала соответствующие законопроекты".

Однако, сразу можно сказать, что не только в Украине с ее сложной историей западных земель и собственностью (огромное количество старых зданий в Ивано-Франковске, Тернополе, Черновцах и Львове принадлежало еврейским и немецким семьям, множество зданий в Киеве принадлежало российским семьям, а многие предприятия и дома были брошены богатыми сословиями царской России при бегстве в 1917 году), но и в самой Молдове такие «социальные группы» сегодня как раз существуют.

Это жертвы депортаций  или их потомки, кстати сказать, довольно социально активные, если судить по выступлениям в СМИ, митингам и открытиям памятников. Стоит также отметить, что среди трех волн молдавской депортации в 40-ых – начале 50-ых гг. были не только зажиточные молдаване — собственники, но и «городские» евреи, потерявшие дома, магазины и другую собственность. А если вспомнить принужденных к эвакуации накануне войны этнических немцев? Уехавших в ту пору состоятельных армян? Наконец — почему бы нет?— неизвестно, в каком контексте будет поставлен вопрос: ведь собственность в довоенной Бессарабии была и у соседей-румын… ну и т.д.

Если подрядились – выполняйте!

Вопрос возврата прав собственности в Европе устанавливался давно, а право на владение имуществом и обязанность государства возвращать незаконно изъятую собственность оговорено еще в Конвенции Совета Европы о защите прав человека в 1950 году. Например, Германии пришлось исполнять 500 тысяч реституций и возвращать имущество на сумму 10 млрд долларов. А в Польше сумма реституции по информации портала job-sbu.org достигла 60 млрд. долларов. Примечательно, что даже в случае, когда казалось, что первоначальных владельцев очень трудно восстановить, они все равно находились – в очень далеких странах! Так, в случае «бескомпромиссной Латвии», домовладения были возвращены лицам, из которых лишь 68% были её гражданами, 15% проживали в США, 3% в Австралии, остальные были гражданами Германии, Израиля и Канады.

К истории вопроса…

Аналогичные процессы затронули все страны Восточной Европы после вступления в ЕС. Причем, бывшие хозяева и владельцы земли стали проявлять активность еще на стадии подготовки к вступлению в ЕС. Чтобы "смягчить удар" в Венгрии и Болгарии решили передавать прежним владельцам не все земли и объекты, а в отдельных случаях выплачивать вместо них денежную компенсацию. Таким образом, удалось сохранить землю и здания, но бюджеты этих стран все равно потеряли десятки миллиардов евро. В прибалтийских странах процессы начались уже после приведения законодательства к нормам Евросоюза, и тотчас граждане самых разных стран принялись заниматься возвратом прибалтийского имущества.

В Латвии жильцы возвращенных бывшим владельцам домов могли оставаться там на протяжении еще семи лет, в Литве — изымаемые участки заменяли аналогичными по размеру, но в других местах, похуже. Ведь европейское законодательство в первую очередь защищает права прежних хозяев. Как это иногда происходило, известно по судьбе актрисы Вии Артмане, после изгнания из своей квартиры закончившей жизнь на хуторе у друзей в пристройке без отопления. В случае если аналогичные законы будут приниматься в Украине после соглашения с ЕС, то, как уже мрачно шутят некоторые СМИ, реституция заставит многих жильцов на Крещатике переехать в панельные дома в Фастове. А что если и в Кишиневе жители старых особняков и домов на улицах Букурешть и Матеевича тоже не должны на 100% исключать подобное развитие событий и приглядываться к своим чемоданам?

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Поляки насчитали в Украине своего имущества на 5 млрд. долл.

Поляки насчитали в Украине своего имущества на 5 миллиардов долларов

Тема реституции возникла перед польскими парламентскими выборами

Александра Харченко 20 октября | 20:17

Не успели утихнуть страсти вокруг «карты Польши со Львовом», как вспыхнул новый скандал. В Польше заговорили о намерении вернуть свое бывшее имущество в западной Украине, которое принадлежало полякам до Второй мировой войны.

На юридическом языке это называется реституция. С такой инициативой выступила польская организация «Реституция Кресов» (восточными кресами, в переводе - границами, называют западную Украину).

«Реституторы» заявили, что уже готовы иски в суды Киева и Луцка. «Если в Украине ждет фиаско, подадим в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Ряд польских депутатов Европарламента готовы работать в этом направлении», - заявил глава организации Конрад Ренкас на презентации «Реституции Кресов» в польском Вроцлаве.

У нас остаются и другие рычаги влияния, например, политические давление на Еврокомиссию

По его словам, в организацию обратились уже больше тысячи наследников поляков, выселенных в свое время с территории современной западной Украины. Теперь они якобы претендуют на «свое» имущество в Украине. Ренакс говорит, что эти люди хотят или вернуть квартиры и дома, которые принадлежали их предкам больше 75 лет назад, или требовать от Украины компенсаций за эту недвижимость. Всего, по его информации, такие права могут предъявить около 150 тысяч поляков. «Общая сумма исков может составить $5 млрд», - подсчитал Ренакс. В организации настаивают, что соглашение об ассоциации с ЕС, которое подписала Украина, якобы предусматривает, в частности, реституцию.

В польском консульстве во Львове «Вестям» заявили, что на государственном уровне такой вопрос не стоит, и у Польши нет и не может быть претензий на принадлежавшие когда-то полякам квартиры и дома, поскольку вопросы имущества и территорий между нашими странами давно решены. 

Эксперты в правоведении добавляют, что у реституции нет юридических перспектив ни в украинских, ни в международных судах.

«ЕС не занимается вопросами собственности, это вне компетенции европейского права. Также нет никакой связи между соглашением об ассоциации с ЕС и реституцией, - объяснил «Вестям» юрист-международник Олег Пих. - Похожие прецеденты с намерением вернуть бывшую собственность закончились ничем. Например, немцы неудачно пытались добиться от Польши реституции (часть западной Польши, в частности Вроцлав-Бреслау, в годы войны принадлежала Германии, а после победы над фашистами эти земли вернули полякам). У нас такой вопрос даже не может возникнуть. Юридически он был закрыт после войны, когда насильственно выселяли как поляков из Украины, так и украинцев из Польши по соглашению, которое подписали Польша и УССР. Кроме того, Польша уже выплатила компенсации потомкам своих выселенных граждан (из польского бюджета им вернули пятую часть потерянного имущества)».

Как рассказал «Вестям» польский журналист Ежи Кутковский, вопрос реституции - политический, а не юридический: "Польша не претендует на дома украинцев, хоть они когда-то и были польскими. Это нонсенс и провокация. Тема реституции возникла накануне парламентских выборов, которые, как и в Украине, пройдут 25 октября".

Маргинальные радикальные партии хотят заработать себе баллы среди «кресов» - жителей восточной Польши, некоторые из которых считают, что нужно вернуть квартиры предков, да и Львов считают польским городом. Но таких людей среди поляков совсем немного

Организация «Реститутция Кресов» (другое название - «Кресовое попечительство») была создана всего полгода назад, а ее шеф близок к лидеру пророссийской ультраправой партии «Смена» Матеушу Пискорскому, который восемь лет назад был депутатом и снова стремится в Сейм. Кроме того, думаю, такими провокациями хотят рассорить Польшу и Украину. Из той же серии, похоже, и недавний взрыв, который кто-то устроил возле польского консульства во Львове».

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Глава "Реституции кресов": мы прижмем Киев к стенке

Глава "Реституции кресов": мы прижмем Киев к стенке

 20.04.2015 
Польские наследники имущества, оставленного на Западной Украине, намерены идти до конца. Если Украина хочет показать, что она не дикая страна, то она заплатит $5 млрд, о которых идет речь, уверен глава объединения "Реституция кресов" Конрад Ренкас.

Польская организация "Реституция кресов" займется вопросами возвращения недвижимого имущества поляков на территории нынешней Западной Украины или получения компенсаций за это имущество.

Как сообщил в эфире радио Sputnik глава польского объединения "Реституция кресов" Конрад Ренкас, стоимость оставленного имущества по нынешним рыночным ценам составляет около 5 млрд долларов. Речь идет о том имуществе, наследники которого в состоянии документально доказать свои права на него.

По оценке Конрада Ренкаса, таких людей на настоящий момент – более 120  тысяч. Организация "Реституция кресов" окажет им правовую поддержку в судах.

"Мы обращаемся с требованием к киевским властям быть просто последовательными. Если они декларируют свое движение по европейскому пути, то должны признать европейские стандарты. В том числе основное правовое положение, гласящее, что собственность свята. Нами ведется сбор информации и материалов, позволяющих обратиться с индивидуальными и коллективными исками к украинскому государству. Будем подавать иски с требованием возврата имущества либо выплаты денежных компенсаций по рыночным ценам. Мы и наши юристы будем выступать в украинских судах, в польских судах и в судах тех стран, гражданами которых в настоящее время являются лишенные имущества граждане. Следующим этапом будет обращение в судебные инстанции тех стран, например, Соединенных Штатов, где принимаются иски в отношении любого государства, либо в Европейский суд", – сказал Конрад Ренкас.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Поляки подадут первые иски по реституции

9 октября 2015

Поляки подадут первые иски по реституции на Украине

Строения в исторической части Луцка
Строения в исторической части Луцка

Польская организация «Реституция Кресов», занимающаяся восстановлением прав поляков на имущество, которое оказалось после Второй мировой войны на территории Украины, собрала уже 600 пакетов документов для обращения в суд. Об этом ТАСС сообщил глава учредительного комитета организации Конрад Ренкас.

По его словам, первые два иска в ближайшее время будут поданы в украинские суды — в Киеве и Луцке. Также организация собрала еще около 1,2 тысячи обращений, которые пока проходят проверку и анализ.

Представители «Реституции Кресов» организуют по всей стране информационные встречи. О своей деятельности они сообщили жителям Люблина, Пшемысля, Хелма. В понедельник состоялась встреча с жителями Вроцлава, планируются мероприятия в Кракове, Варшаве и Щецине.

По словам Ренкаса, если украинские суды попытаются уклониться от исполнения закона, организация обратится в суды в Страсбурге и США.

Организация «Реституция Кресов» была учреждена в Польше в апреле. Она намерена содействовать возвращению прав поляков на имущество, которое теперь расположено на территории Украины, или получение компенсаций за оставленную поляками на этой земле недвижимость.

Как заявили учредители, инициатива создать организацию появилась в связи с подписанием Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое предусматривает справедливое решение этих вопросов.

Согласно оценкам, в Польше проживают около 100 тысяч человек, которые могут доказать, что они являются наследниками или правопреемниками владельцев имущества на территории «Восточных Кресов», охватывающих современные области Западной Украины. До войны там проживали в основном поляки.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

ЗАДУМАТИСЯ ПРО НАСЛІДКИ.... ЗБЕРЕГТИ ДЕРЖАВУ!

«Люди редко задумываются о последствиях собственных действий. Обыватель склонен верить в чудо, а не просчитывать результаты своих поступков. В особенности это относится к гражданам Украины, возжелавшим въехать в Евросоюз на горбу революционных катаклизмов», - пишет Андрей Ваджра в материале для «Украина.Ру»

Помните, с чего начиналась «Революция достоинства»? С «Евромайдана». В те дни экзальтированная студенческая тусовка предпочла не сидеть на парах, а хором требовать в центре Киева подписание соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Многими это воспринималось как некое мистическое действие, способное сотворить чудо — превратить нищую, разграбленную страну в европейский эпицентр достатка и процветания. Именно поэтому весёлый и экзальтированный «молодняк» шумел на майдане, мечтая о кружевных трусиках и ЕС. Понятное дело, что никто из протестующих не только не читал текст соглашения об ассоциации, но даже не видел его в глаза.

А зачем? Ведь для простых украинских граждан соглашение об ассоциации с ЕС это некое магическое заклятие, подписав которое Украина волшебным образом окажется в состоянии непрерывного счастья, граничащего с оргазмом. А так как для большинства украинцев настоящий оргазм это — несметные богатства, то соглашение об ассоциации рассматривается ими как некий путь к лёгкому и стремительному обогащению.

Весьма показательно то, что на майдане в рядах борцов за европейское счастье Украины находились и поляки — вечные союзники украинских патриотов по борьбе с т.н. «российским империализмом». Был среди них в качестве любопытного туриста и гражданин Польши Конрад Ренкас.

Можно предположить, что он, как и его майданные «побратимы», искренне радовался победе «Революции достоинства», открывшей славную эпоху ассоциации Украины с ЕС. Однако, вероятнее всего, радость Ренкаса была обусловлена не воплощением заветной украинской мечты о присоединении к ассоциации, а той выгодой, которую могли из этого извлечь поляки.

В отличие от украинцев, до сих пор не понимающих, для чего им нужен был майдан, поляки чётко знали, как можно использовать «Революцию достоинства» в своих интересах.

Именно поэтому 14 апреля 2015 года в Польше была создана неправительственная организация «Реституция Кресов». Иногда её ещё называют «Восточными Кресами», то есть «Восточными окраинами Польши» (украинскими, белорусскими и литовскими), которые входили в состав Польши с 1921 по 1939 год. А возглавил её упомянутый ранее заместитель главы польской партии «Zmiana» («Смена») Конрад Ренкас.

Целью данной организации является возвращение польского имущества или получение компенсации за оставленную после Второй мировой войны недвижимость на территории современной Западной Украины — Восточных Кресах. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава партии «Zmiana» Матеуш Пискорский.

«Это сообщество объединяет наследников бывших владельцев недвижимости на территории Западной Украины. У них есть база данных этого имущества, и создаётся группа юристов, которая с правовой точки зрения займется компенсациями», — пояснил он.

По его словам, идея учредить такую организацию возникла после подписания Украиной в 2014 году соглашения об ассоциации с ЕС. Как пояснил Пискорский, в соглашении прямо не говорится о реституции, «однако в экономической части соглашения содержится ссылка на стандарты защиты прав наследников недвижимости и другого имущества». А, как известно, ассоциация предполагает неукоснительное выполнение Украиной европейских стандартов.

По словам же Конрада Ренкаса, к ним в организацию «приходит много писем от наследников поляков, которые были выселены из Восточных Кресов. По нашим данным, выселено было 1,2 млн. человек. Сейчас мы насчитываем 100-150 тысяч их наследников, а имущество, на которое они претендуют, — более чем 5 млрд. долларов».

Согласитесь, что не зря поляки так активно поддерживали майдан. За пять миллиардов долларов можно было поддержать и не такое.

Что интересно, по словам Ренкаса, «речь идёт не только о поляках, такие же претензии выдвигают к Киеву и венгры, румыны, болгары, евреи. Мы поддерживаем контакты с гражданами США, Швейцарии, подданными Великобритании». Т.е. поляки просто прокладывают тот реституционный путь, по которому пойдут очень многие из тех, у кого есть обоснованные претензии на свою долю от украинского «пирога».

Как известно, европейские стандарты, к которым так неистово стремится Украина, подразумевают не только стандарты потребления, но и священную частную собственность. Украинец, желающий гордо именовать себя «европейцем», обязан трепетно относиться к собственности. Тем более — чужой. Иначе он не европеец, а дикий варвар.

Именно поэтому Конрад Ренкас заявил: «мы обращаемся с требованием к киевским властям быть просто последовательными. Если они декларируют свое движение по европейскому пути, то должны признать европейские стандарты. В том числе основное правовое положение, гласящее, что собственность свята. Нами ведется сбор информации и материалов, позволяющих обратиться с индивидуальными и коллективными исками к украинскому государству. Будем подавать иски с требованием возврата имущества либо выплаты денежных компенсаций по рыночным ценам. Мы и наши юристы будем выступать в украинских судах, в польских судах и в судах тех стран, гражданами которых в настоящее время являются лишенные имущества граждане. Следующим этапом будет обращение в судебные инстанции тех стран, например, Соединенных Штатов, где принимаются иски в отношении любого государства, либо в Европейский суд».

При этом глава «Реституции крессов», упреждая стандартные аргументы официального Киева, заранее отмёл идею относительно того, что у Украины нет денег для выплаты компенсаций. «Польские требования — это 5 млрд. долларов. Евросоюз вливает в киевский режим миллиарды евро, а это значит, что этот режим в состоянии погашать давние долги, а не только покупать оружие против собственных граждан», — жёстко заявил он.

Отвертеться от реституции у Украины вряд ли получится. Через её процедуру, после крушения их коммунистических режимов, прошли все страны Восточной Европы. Ими были приняты специальные законы о денационализации и реституции. А потом пришлось платить. Без этого путь в ЕС им был заказан.

Во второй половине октября, в польском городе Вроцлав состоялась презентация инициативы «Реституция Кресов». В этом мероприятии приняли участие представители кресовых землячеств, наследники жителей польских Кресов, а также юристы, проявляющие интерес к вопросам реституции. На нём Конрад Ренкас сообщил, что «юристами уже проверены и укомплектованы для подачи в суд около 600 дел. Первые два из них в ближайшее время будут направлены в суды на Украине. Одно будет рассматриваться в Киеве, а второе — в Луцке».

Помимо уже готовых дел, есть еще около 1,2 тысяч обращений польских граждан с требованием вернуть себе земли, отданные Украине по итогам Второй мировой войны. «Практически каждый день к нам поступают новые документы», — сообщил Ренкас. В общем — процесс идёт.

В настоящее время представители «Реституции Крессов» организуют информационные акции по всей Польше. О своей деятельности они уже сообщили жителям Люблина, Пшемысля, Хелма. Планируются мероприятия в Кракове, Варшаве и Щецине.

«Сбор данных идет довольно успешно, и теперь остаётся подождать оформления первых требований. Если украинская судебная система не удовлетворит истцов, будем готовить соответствующие документы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. У нас остаются также другие рычаги влияния, как, например, политические давление на Европейскую Комиссию. Ряд польских депутатов Европейского Парламента уже готовы работать в этом направлении», — заявил Ренкас.

Во Вроцлаве свою поддержку идеи реституции Кресов выразили экс заместитель спикера Сейма Польши Януш Доброш и известный своей критикой бандеровского национализма профессор Вроцлавского Университета Богуслав Пазь.

К тому же не стоит забывать о том, что во времена II Речи Посполитой, на территории нынешней Западной Украины Греко-католическая церковь владела огромными земельными угодьями. Будет весьма странно, если она не захочет их получить обратно или хотя бы отсудить себе денежную компенсацию.

Не менее значительным было на территории нынешней Западной Украины и имущество еврейской общины. Ни для кого не секрет, сколь велико влияние евреев в Вашингтоне и европейских столицах. Не стоит забывать, что речь идёт о миллиардах долларов.

Наверное, стоит глянуть правде в глаза и признать тот очевидный факт, что до 1917 года теперешняя западно-украинская территория, в общем и целом, принадлежала полякам, евреям и немцам. Это уже потом советская («москальская») власть, сейчас люто ненавидимая на Западной Украине, репрессировав и изгнав поляков, евреев и немцев, отдала их имущество (дома, заводы, земли и пр.) обездоленным украинцам, которые до прихода в этот регион Красной армии, представляли собой забитых, нищих селян и прислугу городского панства.

Это закономерно и справедливо, что после изгнания «проклятых коммунистов» и «мерзких москалей», на евроинтегрирующуюся Украину возвращаются наследники её законных хозяев, защищая свои права с помощью европейских и американских судов. В этом нет ничего странного. Именно за это боролся народ Украины на двух майданах и воевал в зоне АТО.

Впрочем, самое важное для Украины в наследии «Революции достоинства» даже не неизбежность надвигающейся реституции. Самое важное в последствиях украинских революционных событий это крепнущее желание соседних держав провести «реституцию» целых регионов слабеющей Украины не на частном, а на государственном уровне.

К примеру, в то время как «Реституция Крессов» готовила первые иски в украинские суды, польские патриоты во время акции «Пробег Независимости», 18-20 октября, пользовались картой, на которой Львов самым непонятным образом оказался включенным в состав Польши.

Об этом физкультурном событии сообщил на своей странице в «Фейсбуке» мэр Львова. При этом Андрей Садовой отметил, что на скандальной карте часть территорий Украины отнесена не только к Польше, но и к России (весь юг, вплоть до Одессы) и Румынии (часть Одесской области, так называемая Бессарабия). Украина на карте занимает лишь среднюю центральную часть нынешней украинской территории.

фото © РИА Новости. Павел Паламарчук

Наверное, подобная геополитическая перекомпоновка Украины могла бы сойти за досадную оплошность, если бы в Польше, после прихода там к власти националистов, с каждым месяцем не усиливались массовые «реституционные» настроения в отношении нынешних украинских территорий.

Наиболее свежим примером этого может быть польское издание Konservatyzm.pl, которое в октябре этого года открыто призвало не медлить со взятием Польшей под свой контроль Восточных Кресов, территория которых охватывает 5 украинских областей.

Как написало издание, «Польша должна рассмотреть вопрос о контроле ситуации на восточных территориях. Украина вошла в стадию турбулентности, на самом деле это распад украинской государственности такой, как мы её знаем».

«Польские власти, наконец, должны мобилизоваться, отвергая все внутренние противоречия, потому что на восток Польши идёт опасность… Нужно поставить проблему контроля ситуации в восточных территориях… Конфликт в Мукачево, где украинская милиция была не в состоянии справиться с бандой головорезов-необандеровцев, должен стать тревожным звонком для поляков. Бандитов было два десятка, а полиции две тысячи… Что будет, когда на границе с Польшей будут рыскать сотни вооружённых необандеровцев?» — задаёт вопрос автор статьи Вацлав Бальцерович.

«Ведь Волынская резня произошла именно тогда, — подчеркнул он, — когда в этой части кресов не было польского правительства, и, строго говоря, не было никакой власти. Моя знакомая, дочь бандеровца, уже старушка, говорила после возвращения из Сибири, что не только бандеровцы убивали поляков на Волыни. Вовсе нет! Они только начали уничтожать, затем бросили клич: «Убей поляка, возьми его имущество, и ничего вам за это не будет!». Резню начали бандеровцы, а продолжали простые люди при потворстве властей и бездействии полиции…».

В связи с этим автор статьи считает, что Польша, для того, чтобы избежать повторения резни, должна взять под свой непосредственный контроль Восточные Кресы.

Можно было бы, конечно же, по поводу подобных инцидентов лишь улыбнуться. Ну, нарисовали карту. Ну, написали статью. Ну и что? Мало ли что кто-то рисует и пишет? Оно-то, конечно же, так. Только проблема в том, что в контексте подобных карт и статей мыслит президент Польши.

Об этом сейчас не принято говорить. Дабы не нарушать сложившуюся официальную идиллию украино-польской дружбы на фоне т.н. «российской агрессии», но Анджей Дуда в своих выступлениях, рассчитанных на внутреннего, польского потребителя «зажигает» относительно возвращения полякам Восточных Крес не по-детски.

Так недавно в сети появилась информация о том, что, ведущая авторской программы «Дело для репортера» на польском государственном телеканале TVP1 Элизабета Яворович (Elżbieta Jaworowicz) сообщила о том, что президент Польши обратился к своему народу с просьбой быть готовыми к борьбе за возвращение польских территории — Галиции, Волыни и Полесья. То есть — Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской и Ровненской областей.

фото © East News/ Jan GRACZYNSKI

Дуда якобы заявил в польском парламенте следующее:

«Я призываю всех граждан Польской республики быть готовыми к борьбе за возвращение бывших польских земель, где наши соотечественники продолжают подвергаться гонениям и унижениям со стороны уже нового украинского руководства.

Если современная Украина осуждает действия СССР, а она их осуждает, то это государство должно добровольно вернуть земли Польши, принадлежащие ей до 1939 года. Мы уже проводим определенную работу по возвращению Полесья, Галиции и Волыни и нам необходима поддержка всего населения польской республики.

Каждый житель страны должен быть готовым к праведной борьбе за возвращение польских территорий, на которых проживает огромное число этнических поляков, которым требуется наша защита».

При этом не стоит забывать, что аналогичные территориальные претензии к Украине помимо Польши длительное время вынашивает Венгрия, Чехия и Румыния. Поэтому, если сложится благоприятная для аннексии ситуация, данные страны, без всяких колебаний, заберут себе то, что считают своим. И местное население данного украинского региона будет этому только аплодировать. Ведь, как известно, главная мечта «западенцев» — евроинтеграция любой ценой. По большому счёту, в планах нынешних восточноевропейских партнёров Киева, Западной Украины уже давно не существует.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Реституция перемещенных ценностей

Реституция перемещенных культурных ценностей

Одним из видов реституции является возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств с территории другого государства, являющегося его военным противником. В случае невозможности возвратить всё неправомерно изъятое имущество допускается передача по договоренности такого же имущества или приблизительно равноценного вывезенному имуществу (субституция, или компенсаторная реституция).

Компенсаторная реституция — вид материальной международно-правовой ответственности государства-агрессора, применяемой в случаях, если осуществление ответственности данного государства в форме обычной реституции невозможно, и заключающейся в обязанности данного государства компенсировать причинённый другому государству материальный ущерб путём передачи потерпевшему государству (или путем изъятия потерпевшим государством в свою пользу) предметов того же рода, что и разграбленные и незаконно вывезенные государством-агрессором с территории потерпевшего государства.

Любые сделки в отношении неправомерно изъятого имущества, передача и вывоз его в третьи страны считаются недействительными, а само имущество подлежит возвращению государству, в чьём владении оно находилось до совершения международного правонарушения.

Международно-правовые акты, принятые в период и после окончания Второй мировой войны 1939—45, предусматривали возвращение в порядке реституции государствам, подвергшимся нападению и оккупации со стороны гитлеровской Германии и её союзников, огромных материальных ценностей, захваченных и незаконно вывезенных с временно оккупированных территорий. Вопрос о реституции ставился в 1947 в мирных договорах СССР с Финляндией, Италией, Венгрией, Румынией и Болгарией.

В конце XX века началось обсуждение вопроса о реституции в отношении ценностей, вывезенных СССР из побеждённой Германии в качестве трофеев и не оформленных как собственность советского государства в соответствии с нормами международного права. Мнения экспертов и политиков по поводу возможности возврата этих ценностей Германии разделились.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Реституция национализированного имущества

Реституция национализированного имущества

После образования СССР западные державы поставили перед правительством СССР вопрос о выплате компенсаций и реституции имущества иностранных государств, иностранных компаний и иностранных подданных, национализированного после Октябрьской революции 1917 года.

После окончания Второй мировой войны был поставлен вопрос о реституции собственности, принадлежавшей жертвам нацистов.

  • так, действовавшая в США общественная организация American Federation of Jews from Central Europe поставила вопрос о реституции еврейской собственности, а в мае 1947 года была создана специальная организация Jewish Restitution Successor Organization.

В 1946 году США, Великобритания и Франция создали трёхстороннюю комиссию по вопросам реституции золота, реквизированного Третьим рейхом в период Второй мировой войны в оккупированных государствах Европы (Tripartite Commission for the Restitution of Monetary Gold).

В 1948 году была создана международная организация United Restitution Organization, задачей которой было оказание помощи и реституция собственности жертв преследований нацистов[1].

В 1951 году начала деятельность организация Claims Conference (Conference on Jewish Material Claims Against Germany), задачей которой было решение вопросов о реституции еврейской собственности и выплате компенсаций жертвам нацизма еврейской национальности.

В 1992 году США остановили оказание экономической помощи Никарагуа (начатое после прихода к власти проамериканского правительства В. Чаморро в 1990 году) и потребовали от правительства В. Чаморро "возвратить никарагуанским и американским владельцам" собственность, национализированную после победы Сандинистской революции в период с 1979 по 1990 год[2].

В 1990-е годы в Прибалтике (Литва, Латвия, Эстония) и ряде стран Восточной Европы (Чехия, Болгария[3], Венгрия, Румыния) были приняты законы о реституции национализированного в 1940-е годы имущества. В соответствии с ними бывшие собственники или их наследники вправе претендовать на передачу им государством в собственность объектов недвижимости. Отношение к этим законам в обществе неоднозначно.

В Литве основные принципы реституции введены двумя законами: «О процедуре и условиях восстановления прав собственности на существующую недвижимость» и «О земельной реформе».

В Латвии основные принципы реституции введены двумя законами: «О денационализации домовладений в Латвийской Республике» и «О возврате собственности религиозным организациям». Несмотря на завершение процесса денационализации, еврейские общественные организации продолжают поднимать вопрос о реституции еврейской собственности[4][5][6][7] при поддержке со стороны Израиля[8] и США[9][10][11].

В Польше законопроект о реституции был подготовлен к 2001 году, но президент наложил на него вето, и взыскание собственности производится в судебном порядке. Только за десять лет государство выплатило по 734 искам бывших собственников и их наследников около 962 млн злотых[12].

В Сербии закон о реституции и компенсации был принят 27 сентября 2011 года как одно из предварительных условий перед вступлением Сербии в состав Евросоюза[13][14] и вступил в силу 6 октября 2011 года. Рассмотрение исков о реституции имущества, национализированного после 9 марта 1945 года[15] было прекращено за истечением сроков давности 3 марта 2014 года[16].

На Украине представителями еврейской общины неоднократно поднимался вопрос о реституции собственности, принадлежавшей евреям в период до 1917 года. 1 июля 1993 г. был составлен меморандум-соглашение между ВЕРО и представителями еврейских организаций и общин Украины о совместных действиях по вопросу реституции, в начале 1994 г. ВЕРО и Ассоциация еврейских организаций и общин Украины подписали договор о совместной деятельности по описанию и возвращению еврейской общинной собственности[17]. Вопрос сохраняет актуальность[18] и в 2014 году[19], реституция еврейской собственности рассматривается как желаемое (со стороны еврейского народа) условие евроинтеграции Украины[20][21]. Однако юрист-международник юридической компании "ОМП" Роберт Хорольский напомнил, что "согласно одному из двух главных документов ЕС, права на собственность выведены за рамки компетенции Евросоюза".[22] Кроме того, вопрос о реституции собственности поднимали Украинская греко-католическая церковь[23] и крымскотатарские организации[24][25].

До настоящего времени граждане США[26] и кубинские эмигранты в США[27] ставят вопрос о реституции собственности, национализированной после победы Кубинской революции в 1959 году. Принятый в 1996 году закон Хелмса-Бертона предоставляет гражданам США и компаниям США право преследовать в судебном порядке лиц, использующих американскую собственность, национализированную после Кубинской революции, в порядке реституции и на основании судебного решения, принятого судом США[28].

В России также имеются сторонники реституции национализированного имущества, однако в связи с продолжительным периодом, прошедшим со времени национализации в 1917 году, эта идея значительной популярностью не пользуется, и соответствующие законопроекты органами законодательной власти не рассматривались.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко



Отдых с детьми на море, Крым, Севастополь, Любимовка.