Skip to Content

Результати люстрації за півтора року - в цифрах

Куда добрались перемены?

"Лучше 5 лет ошибок, чем 50 лет саботажа". Это знаменитый ответ экс-президента Чехии Вацлава Гавела на вопрос, зачем проводить люстрацию и давать власть молодым-неопытным. Что ждет Украину: полезные ошибки или убийственный саботаж? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть, произошло ли за 1,5 года после свержения Януковича обновление исполнительной власти. Мы посмотрели.
В XXI веке возник новый тип революций - так называемых безлидерных. Явные примеры - Арабская весна или украинская Революция достоинства. Главной движущей силой борьбы против режима выступили люди без четко определенной политической принадлежности. У них не было единого лидера. Не было ясной идеологической или политической программы. Большинство участников не имели намерения захватить власть в стране. Их объединяло недовольство существующим режимом. Отсутствовала и четкая стратегия действий после того, как режим будет повален.

В феврале 2014-го революции удалось устранить президента и некоторых его близких соратников. В этом же году Украина избрала нового президента и новый парламент. В конце прошлого года к власти пришло новое коалиционное правительство. Среди новых лидеров страны много незнакомых лиц, 65% депутатов парламента VIII созыва никогда не имели мандата.

Однако во властных кабинетах осталось много людей, которые построили успешные карьеры при предыдущих режимах. Революция без лидера в Украине не привела к фундаментальным изменениям в фактическом руководстве страны. Президент, премьер-министр, многие высокопоставленные чиновники, региональные политики и депутаты принадлежали к правящей элите и до революции. Коррупционные связи могут оказывать на них влияние и сейчас. Возможно, и часть новых людей была привлечена в правительство и парламент посредством таких связей. Реформы, проводимые под руководством полуобновленной элиты и контролем международного сообщества, могут разрушить коррупционные связи и открыть путь для новых лидеров, свободных от призраков прошлого. Но произойдет ли это?

Спустя полтора года после бегства Януковича уже можно дать ответ. Мы рассмотрели, как изменился штат сотрудников в органах исполнительной власти. Проанализировали два показателя: уровень сокращения (чистая доля уволенных сотрудников) и уровень обновления (доля нынешних сотрудников, которые не работали при прошлой власти).
  Центральный уровень

Центральный аппарат органов исполнительной власти был сокращен, но незначительно. Среднее сокращение за период с начала 2014-го до середины 2015-го составило 5%. Ситуация неодозначна в разрезе министерств. Некоторые из органов сократили количество сотрудников: Министерство экономического развития и торговли - на 34%, Министерство социальной политики - на 15%, Фонд государственного имущества - на 13%, Антимонопольный комитет, Министерство инфраструктуры, Министерство финансов, Министерство аграрной политики - на 11%, Министерство экологии - на 8%, Министерство регионального развития - на 3%, Министерство культуры - на 2%.

Другие, наоборот, увеличили количество сотрудников в центральном аппарате: например, НБУ - на 3%, Министерство юстиции - на 12%, Генеральная прокуратура - на 11%, Министерство молодежи и спорта - на 15% (с начала 2014-го до середины 2015 года).

Эксперимент

VoxUkraine постаралась собрать данные об общем количестве и именах сотрудников на трех высших руководящих уровнях во всех министерствах, Нацбанке, Генпрокуратуре, Фонде госимущества, Антимонопольном комитете, Государственной фискальной службе, Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и комуслуг (НКРЭКУ), а также НАК «Нафтогаз».
Из всех опрошенных отказались предоставить данные только НКРЭКУ и «Нафтогаз».
Данные были запрошены по состоянию на три даты:
- начало 2014 года, когда Виктор Янукович был еще у власти;
- конец 2014 года, когда у власти было первое правительство Яценюка;
- май 2015 года, когда было сформировано новое правительство.
В некоторых случаях органы власти предоставили неполные данные.
Если проанализировать изменения численности штата центральных аппаратов в 2014 и 2015 годах, то можно понять, каким министрам следует приписывать реформирование ведомства (напомним, что новое правительство работает с декабря 2014-го). Министерство социальной политики, Министерство экологии постепенно уменьшались на протяжении 2014 и 2015-го, а Министерство экономики активно сокращало штат в 2015-м. Министерство регионального развития уволило приблизительно такое же количество сотрудников, которое оно наняло позже. Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и НБУ в 2015 году увеличили количество сотрудников.
Министерские уловки
Некоторые органы власти предоставили данные о количестве именно сотрудников, тогда как другие указали так называемую штатную численность - количество позиций. Максимальное количество сотрудников (а следовательно, и позиций) центральных органов исполнительной власти определено Законом, но и штатная, и фактическая численность вполне могут быть меньше. Позиции в госорганах часто пустуют. Поэтому "сокращение" может происходить лишь номинально - путем ликвидации незанятых позиций. В то же время Трудовой кодекс ограничивает возможность замены или увольнения сотрудников. Поэтому рост количества сотрудников центрального аппарата может отражать назначение новых министров и их команд. То есть, если уволить "старую гвардию" трудно или невозможно, министр может создать новые департаменты и должности для своей команды.
Подальше от центра
На региональном уровне сокращения были более значительны. Видно, что правоохранительная система переживает фундаментальные изменения. Министерство внутренних дел сократило 14% сотрудников (это 23 000), Генеральная прокуратура - 5500 человек, 22% от общей численности. Среди рекордсменов - НБУ, где сократили 21% сотрудников, и Министерство юстиции – 17%. Но такое же количество сотрудников, которое оно наняло позже. Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и НБУ в 2015 году увеличили количество сотрудников.
Качество обновлений
Очевидно, что важно не общее количество сокращенных людей в министерствах и ведомствах. Если Кабмин останется без или поменяет секретарей и водителей, то от этого не повысится его эффективность и не сильно снизятся затраты. Важно, с каких позиций уходят старые кадры и кто приходит на их место. Мы проанализировали, как глубоко проникли перемены в министерства и Национальный банк. Результат несколько неожиданный: в лидерах Министерство здравоохранения - здесь поменялось 95% руководителей высших трех уровней (министры и главы, их заместители, руководители департаментов и независимых подразделений). Также в лидерах Национальный банк, ГФС, прокуратура и Министерство аграрной политики.
Куда добрались перемены

Первых три руководящих уровня - главы (министры), их заместители, руководители независимых подразделений - обновлены за 5 месяцев 2015-го в среднем на 50%, и на 80% - в сравнении с началом 2014-го. Государственная фискальная служба и Генеральная прокуратура обновлены на 30 и 63% соответственно по сравнению с ситуацией на конец 2014-го и на 92 и 90%, если сравнивать с началом 2014 года.


Чем дальше, тем меньше
Доля обновления значительнее на более высоких уровнях руководства. По сравнению с правительством времен Януковича, 100% министров, 84% их заместителей (второй уровень), 77% руководителей департаментов и независимых подразделений - новые люди. На четвертом уровне, по которому есть данные лишь для трех министерств, доля обновления значительно ниже. Оценочный уровень обновления на четвертом уровне составляет 56%, если допустить, что он примерно одинаков во всех органах власти.
Государственная фискальная служба и Генеральная прокуратура получили 100% новых руководителей и их заместителей по сравнению с началом 2014 года, уровень обновления на третьем уровне составляет соответственно 92 и 88%.

Выводы

 

  • Центральный аппарат центральных органов исполнительной власти был сокращен, однако незначительно. Среднее сокращение за период с начала 2014-го до середины 2015-го составляет 5%.
  • Некоторые органы значительно сократили размер региональных представительств, в частности, правоохранительные органы и НБУ.
  • Руководство правительства и Национального банка обновлено приблизительно на 80% по сравнению с началом 2014 года. Руководство Государственной фискальной службы и Генеральной прокуратуры обновлено приблизительно на 91%.
  • Чем ниже уровень руководства, тем ниже уровень обновления.


Такие результаты обнадеживают. Они дают основание надеяться, что изменения, через которые проходит Украина, открыли новые пути для здорового обновления политиков и появления новых профессионалов.

0
Ваш голос: Ні

Коментарі

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Тиск на Мінюст через закон "Про очищення влади".

 23 листопада 2015,

 

Міністр юстиції Павло Петренко заявляє, що на нього чиниться тиск через закон "Про очищення влади".

Про це він розповів в інтерв'ю "Українським новинам", коментуючи свій прихід у Генпрокуратуру минулого тижня.

Петренко уточнив, що ходив знайомитися із заявою й із матеріалами кримінального провадження, відкритого за заявою депутата від "Опозиційного блоку".

Міністр наголосив, що з моменту ухвалення закону "Про очищення влади" його намагалися скасувати. "Фактично опонентами цього закону стала ціла армія тих осіб, які займали посади при режимі Януковича і які на 10 років втратили можливість повернутися у виконавчу владу", - зазначив він.

"Перший напад був спробою через "Венеціанську комісію" визнати наш закон таким, що не відповідає європейським стандартам, – це не вдалося", - сказав Петренко.

За його словами, Венеціанська комісія "дала безпрецедентний висновок", її зауваження стосувалися люстрації суддів – і їх врахували у змінах до закону, які зараз у Верховній Раді. Голова Мінюсту сподівається, що депутати зрозуміють необхідність їх проголосувати.

"Друга атака – це конституційне подання в Конституційний Суд. І якщо не помиляюся, саме по першому засіданню КС і відкрито кримінальне провадження", - сказав Петренко

Він уточнив, що на тому засіданні висловлював позицію Кабміну, що даний закон має бути збережено, що він відповідає положенням не лише Конституції, але й європейським стандартам, а парламент представляли депутати Єгор Соболєв і Леонід Ємець.

Автор заяви, яка стала підставою для порушення кримінального провадження, вважає, що Петренко як міністр юстиції, "використовуючи своє службове становище, тиснув на суддів КС" заявами, що ці судді мають конфлікт інтересів у даній справі, уточнив Петренко.

"Так само нібито тиснули на суддів КС Єгор Соболєв, Антон Геращенко, чомусь… вочевидь, бо він у Facebook написав якийсь пост… і ряд інших осіб, за словами слідчого, членів Громадського люстраційного комітету й журналістів", - додав глава Мін’юсту.

"Я думаю, що система таким чином просто пручається, і судова система, яка, м'яко кажучи, не дуже хоче реформ, і правоохоронна, яка так до кінця й не завершила процес очищення. Вони в такий спосіб намагаються мстити", - вважає він.

Петренко заявив, що на нього "дуже важко тиснути", але зараз рядових співробітників Мін’юсту "в інших кримінальних справах викликають, ведуть 7-8 годин допити".

"Навіть по тим же справам колишніх міністрів юстиції викликають на допити й ставлять запитання: "а ось дайте якусь інформацію про чинне керівництво, якийсь компромат і ми вас тоді не будемо чіпати", - заявив міністр

"Для мене був просто неприпустимий випадок, коли одна співробітниця на 9-му місяці вагітності – й вона після багатогодинного допиту потрапила в лікарню. Будучи в лікарні, фактично під загрозою втратити дитину, слідчий продовжував їй додзвонюватися, розповідав, що їй терміново необхідно з'явитися на допит, а то їй вручать підозру… Слухайте, ну це ж навіть не 2010-й рік!", - розповів Петренко.

"Свавілля такого в наших правоохоронних органах я не буду допускати точно", - пообіцяв він.

повідомив керівництву Генпрокуратури, що в такий спосіб діє середня ланка", - сказав Петренко.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Люстраційні висновки у Раді суддів

У Раді суддів є люстраційні висновки на 4,9 тисячі суддів

13 листопада 2015, 

У Раді суддів констатують, що на даний момент відомо про люстраційні перевірки близько 4,9 тисячі суддів.

Про це повідомила голова Ради суддів Валентина Симоненко на 13-му з'їзді суддів у п'ятницю в Києві, передає "Інтерфакс-Україна".

"На жаль, на сьогоднішній день висновки про перевірки, позитивні чи негативні (...) надійшли тільки відносно 4898 суддів. Решта висновків до теперішнього часу не надійшли", - відзначила вона.

Симоненко підкреслила, що люстраційні перевірки в судах тривають.

Вона зазначила, що 60 суддів відмовилися від таких перевірок, і вони, згідно із законодавством, підлягають звільненню.

У свою чергу, голова Державної судової адміністрації Зеновій Холоднюк поінформував, що в Україні на даний момент працюють фактично 41 тисяча суддів і співробітників апаратів судів, а самих суддів - близько 7,5 тисячі.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко

Аватар користувача Дейниченко Володимир

Может ли чиновник или политик отмалчиваться в ответ на

Севгіль Мусаєва-Боровик Головний редактор Української правди

О политической культуре и расследованиях в отношении Мартыненко и Ложкина

03 листопада 2015, 14:55

 

- А если расследование ФБР не докажет вины чиновника Кэлли, есть ли у него шанс сделать политическую карьеру хотя бы в пределах вашего Штата?

-Боюсь, что нет. Это невозможно, этого не допустят люди. Еще удивительно, что его лишь отправили в неоплачиваемый отпуск на время расследования. Десять лет назад Кэлли бы заставили уйти в отставку и он стал бы нерукопожатным для всех уважающих себя людей.

Это отрывок нашего диалога с сотрудниками небольшой общественной телекомпании TVW в столице штата Вашингтон Олимпии. В начале октября мы с несколькими украинскими коллегами стали финалистами программы для будущих лидеров Open World, которая финансируется Конгрессом США. В течение 10 дней журналисты, общественные активисты и чиновники штата делились с нами опытом, рассказывали о своей работе и, конечно же, интересовались тем, что происходит в Украине. Вопросы касались не только прекращения огня на Донбассе, Минских соглашений, оккупированного Россией Крыма, но и борьбы с коррупцией.

Собственно, на одной из таких встреч с руководителями телекомпании TVW речь зашла об ответственности чиновников и роли СМИ в давлении на них.

-Наши чиновники, даже если являются фигурантами крупных коррупционных скандалов, предпочитают отмалчиваться, правоохранители редко доводят расследования до конца, нередко за одним чиновником может тянуться шлейф из коррупционных скандалов и СМИ сколько угодно могут писать о его злоупотреблениях, но это ни к чему не приводит. Система не работает, – коротко описываю я положение дел.



-У нас сейчас ФБР расследует дело в отношении государственного аудитора Троя Кэлли, его не отстраняли от должности, но на время проведения расследования, которое может длиться достаточно долго, отправили в неоплачиваемый отпуск
, – реагирует на мою реплику коллега

Государственный аудитор Трой Кэлли обвиняется в двух эпизодах. ФБР расследует дело, которое касается махинаций в сфере недвижимости – Кэлли подозревается в отмывании денег через компании, которые предоставляли покупателям жилья различные услуги. Прокуратура же Штата расследует дело по факту решения Кэлли нанять бывшего делового партнера на неполный рабочий день в офис государственного аудитора.



- От СМИ зависит многое. Мы не забываем о Кэлли, регулярно напоминаем о нем нашим зрителям и внимательно следим за тем, как продвигается дело. Практически пошагово, – говорит мой коллега

- А если человек отказывается комментировать свое уголовное дело. Говорит, что его не существует – что вы предпринимаете тогда? – интересуюсь я

Мой коллега не сразу понимает вопрос и расплывается в улыбке

- Наверное, такое невозможно, чтобы человек молчал, когда ФБР ведет расследование в его отношении.

Этот разговор с американскими коллегами я вспомнила, когда прочла новость, что уголовное дело в отношении главы парламентского комитета по вопросам ТЭК Николая Мартыненко завела не только австрийская, но и чешская прокуратура.

Напомню, в первый раз информация о расследовании в отношении украинского чиновника появилась в чешских СМИ в канун Нового года, ее подтвердили украинскому англоязычному изданию KyivPost, американскому Buzfeed.

Мартыненко все это время называет дело вымыслом, проделками конкурентов и происком агентов Кремля. На прошлой неделе он заявил, что ни у чешской, ни у швейцарской прокуратуры к нему вопросов нет.

Он продолжает возглавлять один из важнейших парламентских комитетов, а как один из серых кардиналов власти, влиять на принятие важнейших в энергетической отрасли решений.

Мартыненко нанял дорогостоящего адвоката в Швейцарии и надеется выйти сухим из воды. Собственно, мы с этим тоже соглашаемся – сколько бы новостей не сделали журналисты о количестве возбужденных в отношении Мартыненко дел.



Мартыненко продолжает утверждать, что ни в каких делах в Швейцарии и Чехии он не фигурирует

Вторая история украинского чиновника не менее показательна.

Месяц назад народный депутат Сергей Лещенко в своем блоге на "Украинской правде" опубликовал информацию о том, что глава Администрации президента Борис Ложкин является фигурантом расследования, которое касается отмывания денег при продаже УМХ.

Сделка стала одним из самых скандальных событий на медиарынке 2013 года, а ее сумма оценивалась в $360 млн.

Ложкин, в отличие от Мартыненко, не стал опровергать наличие расследования. Но по прошествию месяца так и не нашел времени и возможности представить свою позицию в СМИ. Хотя "Украинской правде" обещал дать интервью о сделке еще две недели назад.

Руководитель президентской канцелярии не готов ее комментировать, но в тоже время встречается с австрийской прессой для того, чтобы рассказать о борьбе с коррупцией.

А ведь это топ- чиновник, репутация которого напрямую отражается на имидже страны.

Когда я задала вопрос "Почему человек может молчать столько времени, если сделка была чистой?", мой американский коллега практически сразу ответил: "Наверное, не все так чисто, если он боится об этом рассказать".

Действительно, чего боятся?

Дела Ложкина и Мартыненко показательны, потому что речь идет о топовых чиновниках и расследования против них ведутся в иностранных судах.

Может ли чиновник или политик их уровня отмалчиваться в ответ на обвинения?
Может ли откровенно врать, утверждая, что никаких дел нет? Может ли он при этом продолжать занимать государственную должность? Может ли он влиять на принятие важнейших в стране решений, находясь под следствием?

Я сознательно не буду отвечать на эти вопросы, чтобы оставить место для дискуссий.

Вспомню лишь две показательные истории из прошлого.

Еще несколько лет назад заставить чиновника или депутата опубликовать декларацию о доходах было для журналистов настоящим квестом. Политики увиливали, отнекивались, врали.

Что мы видим сейчас? Подача деклараций стала обязательной процедурой для чиновников и депутатов. Журналисты внимательно следят за цифрами в них, нередко неуказанная недвижимость или бизнес становятся объектом журналистских расследований и в итоге приводят к отставке чиновников.

Второй момент -кнопкодавство.

Вспомните, что еще несколько лет назад это было нормальной практикой в украинском парламенте – кнопкодавили все: и оппозиция, и члены коалиции. А потом появилась " доска почета" на Украинской правде" и кнопкодавить стало стыдно, потому что завтра твоя черно-белая фотография рискует появиться на главной странице интернет-издания, которое читают твои избиратели, коллеги и родственники.

Я уверена, что такие же правила можно ввести и в отношении фигурантов коррупционных скандалов, как бы им не хотелось оставаться в тени и не отвечать на неудобные вопросы. Или политиков, которые являются носителями ценностей прошлого – я имею ввиду регионалов, которые неплохо себя чувствуют в "Оппозиционном блоке". Они не должны даже надеяться, что смогут сделать головокружительную политическую карьеру в будущем после всего, что произошло в стране в последние 2 года.

Мне кажется, сейчас пришло время маркировать эти вещи и не соглашаться на компромиссы. Мы можем создать эти правила игры, воспитывать политическую культуру власти и заставить придерживаться их.

Как показывает опыт, без нашей помощи политики и чиновники точно не справятся.

Думаю, всім все зрозуміло?... Моє шанування.  В. Дейниченко



Отдых с детьми на море, Крым, Севастополь, Любимовка.